Главная » Услуги » GPS системы навигации, мониторинга и контороля
Поиск по сайту
Новости
16.05.2017

Дома по которым сняты двойные начисления.

подробнее...


Яндекс.Погода

GPS системы навигации, мониторинга и контороля

Спутниковый мониторинг транспорта - система мониторинга подвижных объектов, построенная на основе систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управления автопарком.

Принцип работы заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координат транспортного средства. Существует два варианта мониторинга: online - с дистанционной передачей координатной информации и offline - информация считывается по прибытию на диспетчерский пункт.

На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль, состоящий из следующих частей: приемник спутниковых сигналов, модули хранения и передачи координатных данных. Программное обеспечение мобильного модуля получает координатные данные от приемника сигналов, записывает их в модуль хранения и по возможности передает посредством модуля передачи.

Модуль передачи позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру в текстовом виде или с использованием картографической информации.

В offline варианте необходимость дистанционной передачи данных отсутствует. Это позволяет использовать более дешевые мобильные модули и отказаться от услуг операторов мобильной связи.

Мобильный модуль может быть построен на основе приемников спутникового сигнала, работающих в стандартах NAVSTAR GPS илиГЛОНАСС. В настоящее время в России активно продвигается и лоббируется использование сигналов спутников ГЛОНАСС, разработка и производство клиентского оборудования мониторинга для этой системы. Принят ряд законодательных актов, которые форсируют внедрение ГЛОНАСС и ограничивают применение других систем. При этом, в сравнении с NAVSTAR GPS, система ГЛОНАСС пока работает менее надёжно и в совокупности с наземным оборудованием дает бо́льшую погрешность вычисления местоположения абонента. Клиентское оборудование ГЛОНАСС стоит дороже, имеет бо́льшие размеры и худшие параметры энергопотребления, представлено на рынке не так широко, как GPS. Этим объясняется сложность внедрения ГЛОНАСС-мониторинга и вынужденное его использование государственными предприятиями России.

Следует ожидать появления оборудования мониторинга, использующего оба стандарта или возможность выбора спутниковой группировки в процессе эксплуатации.

Системы спутникового мониторинга транспорта решают следующие задачи:

  1. Контроль за целевым использованием транспорта. Проверяется действительный маршрут пройденный транспортным средством, точки остановок, скоростной режим, расход топлива, время работы механизмов.
  2. Контроль соблюдения графика движения. На карте определяются контрольные зоны, им присваиваются понятные наименования. Например, автопарк, Центральный рынок, магазин №41, стоянка №7 и т.д. Проверяется время пересечения границ зоны. Отчет может представляться как с использованием картографической информации, так и в текстовом виде. Текстовый отчет облегчает интеграцию системы мониторинга с другими приложениями.
  3. Сбор статистки и оптимизация маршрутов. Проанализировав пройденные маршруты, на предмет скоростного режима и расхода топлива, диспетчер может разработать новые, более эффективные.
  4. Обеспечение безопасности. Знание местоположения позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в беду транспортное средство. Автомобили специального назначения, такси могут оборудоваться скрытой кнопкой, нажатие либо ненажатие на которую отсылает тревожный сигнал в диспетчерский центр. Кроме этого, некоторые терминалы спутникового мониторинга могут работать в режиме GSM-сигнализации, то есть сообщать в серверный центр информацию в случае срабатывания штатной сигнализации.
  5. Помощь водителю в выборе маршрута на местности. Зная местонахождение транспортного средства, диспетчер может посоветовать водителю маршрут движения в незнакомой местности.

Задачи 1,2,3 могут быть решены посредством offline варианта, задачи 4 и 5 требуют online системы.


Оборудование


Контроллеры и трекеры

Большинство GPS контроллеров и трекеров имеют схожие функциональные возможности:

  • вычислять собственное местоположение, скорость и напрвление движения на основании сигналов спутников Систем глобального позиционирования GPS;
  • подключать внешние датчики через аналоговые или цифровые входы;
  • считывать данные с бортового оборудования, имеющего последовательный порт или более специализированный интерфейс CAN;
  • хранить некоторый объём данных во внутренней памяти на период отсутствия связи;
  • передавать полученные данные на серверный центр, где происходит их обработка.


Ранее, по причине слабого охвата территорий сетями мобильной связи GSM/3G, широко использовались контроллеры, которые накапливали данные во внутренней памяти. По возвращению объекта в место основной дислокации (автопарк), данные переносились на сервер по проводным каналам, либо через Bluetooth или Wi-Fi. Многие из существующих GPS-трекеров и контроллеров имеют открытый протокол взаимодействия с сервером, а также позволяют выполнять настройку режимов работы при помощи SMS, CSD или при помощи GPRS соединения.

 

Датчики

Для получения дополнительной информации на транспортное средство устанавливаются дополнительные датчики, подключаемые к GPS или ГЛОНАСС контроллеру, например:

  • датчик расхода топлива,
  • датчик нагрузки на оси ТС,
  • датчик уровня топлива в баке,
  • датчик температуры в рефрижераторе,
  • датчики, фиксирующие факт работы или простоя спецмеханизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя), факт открывания двери или капота, факт наличия пассажира (такси),

Программное обеспечение

Самым существенным различием многих систем спутникового мониторинга представленных на рынке является функциональность серверного и клиентского программного обеспечения, возможность разносторонне обрабатывать данные, генерировать отчёты.

Функции серверного центра может выполнять как обычный компьютер с установленным программным обеспечением для простых систем мониторинга, так и распределённая серверная система с использованием нескольких серверов, выполняющих разные задачи, способная вести одновременный мониторинг десятков тысяч автомобилей и обеспечивать подключение к серверному центру нескольких тысяч пользователей (диспетчеров) одновременно.

Диспетчерское программное обеспечение для спутникового мониторинга автомобилей можно условно разделить на несколько типов:

  • ПО содержащее все компоненты, включая карты и базу данных движения объектов на единственном компьютере
  • ПО имеющее клиентскую часть, которая устанавливается на компьютеры диспетчеров;
  • ПО использующее web-интерфейс, что позволяет избежать установки каких-либо специальных компонентов и вести мониторинг с любого компьютера, подключённого к Интернет.

Разновидностью последненго варианта является ПО, использующее трёхуровневую архитектуру, когда компоненты и функции центра обработки данных распределены между несколькими серверами: базы данных, картографической подсистемы, телекоммуникационным сервером и сервером приложения, обеспечивающего работу web-интерфейса пользователя.

В то время как первый и второй типы систем остаются надежным решением для специальных применений, где использование каналов Интернет невозможно из-за низкого качества последей мили или запрещено нормативными актами, последний тип систем имеет ряд преимуществ и позволяет компаниям-операторам увеличить охват рынка, ускорить внедрение мониторинга, переводя его в разряд платной услуги. На последней специализированной международной выставке Web-системы были представлены от компаний M2M телематика(Россия) и Gurtam (Белоруссия), клиентское ПО представляли компании Level (Чехия) и ОАО "Русские Навигационные Технологии", ЕНДС и M2M телематика (Россия). Большинство производителей современных систем мониторинга, включают в свои продукты возможность работы диспетчеров через web-интерфейс и построения распределенных систем серверов.

Важную роль в программном обеспечении для спутникового мониторинга играет картографическая основа. Чем более детализированные и качественные карты используются в системе, тем удобнее диспетчерам вести мониторинг и следить за местонахождением транспортных средств.

Как правило, в программах, имеющих клиентскую часть, карты устанавливаются непосредственно на компьютер пользователя. А web-системы используют онлайн карты, которые благодаря Web-GIS серверу подгружаются по мере необходимости, что, безусловно, требует высокой скорости интернет-соединения. Web-GIS позволяет одновременно использовать такие карты, как Яндекс. Карты, Google Maps,OpenStreetMap, Yahoo! Maps, Bing Maps, карты Gurtam и другие.

Функции программного обеспечения

Программное обеспечение для спутникового мониторинга обычно имеет ряд интерфейсов. Вход пользователей в систему мониторинга чаще всего защищён паролем для предотвращения несанкционированного доступа к информации. В системах существует определённаяиерархическая структура, при которой администратор системы мониторинга управляет правами доступа различных пользователей к различным объектам мониторинга и различным функциям программы.

Основные функции

Самые распространённые функции, которые присутствуют в большинстве систем спутникового мониторинга.

  • Подключение и настройка трекеров в системе
  • Подключение и настройка датчиков в системе
  • Мониторинг текущего положения транспорта на карте
  • Мониторинг состояния приборов и датчиков транспортного средства
  • Просмотр маршрута перемещения и пробега автомобиля за выбранный интервал времени
  • Создание точек интереса и геозон на карте
  • Контроль перемещения из/в геозоны
  • Настройка уведомлений, высылаемых системой, когда происходят определённые события (превышение скорости, слив топлива, и др.)
  • Настройка шаблонов отчётов, выполнение отчётов
  • Построение графиков на основании данных системы
  • Управление объектами мониторинга через SMS команды или CSD соединение
  • Создание маршрутов и путевых точек, контроль соблюдения маршрута

Дополнительные функции

Дополнительные функции, которые расширяют возможности системы спутникового мониторинга:

  • Поиск ближайшего к заданной точке автомобиля

  • Передачу текстовых сообщений водителю транспортного средства и обратно, от водителя к диспетчеру

  • Обеспечение голосовой связи с объектом

  • Ведение журнала техобслуживания автомобиля

  • Определение периметра и площади объектов на карте

  • Web-доступ в систему мониторинга с мобильного телефона или КПК

  • Экспорт в отчётов в форматы, поддерживаемые иным ПО (Excel, Pdf, XML, CSV и др.)

  • Изменение иконок, отображающих объекты на карте


Источник Wiki